Что такое Яндекс Вордстат, зачем он нужен и как его правильно использовать

Яндекс Wordstat – это бесплатный инструмент для определения популярности поисковых запросов – незаменимый помощник seo-специалистов, маркетологов, рекламщиков, аналитиков всех мастей, социологов, филологов и многих других специалистов.

Ссылка: https://wordstat.yandex.ru

Задумывался Яндекс Wordstat как инструмент для настройки контекстной рекламы, но используется всеми подряд, по большей части – seo-специалистами для сбора семантики.

Результат использования Вордстата – список запросов с количеством показов этих запросов в месяц. Нюанс в том, что цифры (количество показов) – это прогноз показов, а не статистика показов за некий период. Впрочем, этот нюанс значим лишь в редких случаях; большинство тех, кто пользуется Вордстатом, используют его как историю показов тех или иных запросов.

Базовые возможности Вордстата на первый взгляд не слишком велики, однако, закрывают почти все необходимые нужды при работе с семантикой.

Данные, которые можно получить в Вордстате

  1. Частотности запросов (количество показов в месяц).
  2. Вариации запросов.
  3. Частотности запросов в определённых регионах (включая городки с населением в пару десятков тысяч человек).
  4. Сезонность запросов.
  5. Частотности запросов на разных устройствах (десктопные ПК, телефоны, планшеты или все мобильные устройства в целом (телефоны + планшеты)).
  6. Похожие запросы – не синонимы, а скорее похожие тематически, по интенту и по товарной группе. Например, у запроса «купить телефон» в похожих будут и «купить телевизор», и названия конкретных моделей, и названия магазинов, торгующих телефонами, и запросы о рассрочке.

Дополнительные возможности Яндекс Wordstat

Как и в поиске Яндекса, в Wordstat можно использовать поисковые операторы, расширяющие возможности фильтрации и сортировки получаемых данных.

Операторы в Яндекс Вордстат – это набор сочетаний знаков препинания, с помощью которых можно ограничить количество слов в запросе, зафиксировать форму слова (падеж, окончания) или порядок слов в запросе, использовать стоп-слова (местоимения, предлоги и др.), отминусовать ненужные слова в запросах или сгруппировать нужные слова в сложных запросах.  

Подробнее в Яндекс Справке - https://yandex.ru/support/direct/keywords/symbols-and-operators.html

KeyCollector

Конечно, учитывая огромные массивы данных, с которыми приходится работать всем, кто пользуется Вордстатом, не могли не появиться инструменты, для работы с этим сервисом.

Самый популярный из них – KeyCollector, способный как производить множество манипуляций с собранными из Wordstat (и не только) запросами: кластеризировать, определять сезонность, снимать позиции запросов в поисковых системах и т.п., так и собирать дополнительные данные, например, поисковые подсказки или статистику Яндекс Метрики.

Имеются и другие инструменты, от полноценных программ для парсинга до расширений для браузеров (Yandex Wordstat Assistant).

Альтернатива Яндекс Wordstat

Так как Яндекс в рунете не монополист на рынке поисковых услуг, у Google не может не быть аналогичного инструмента. У Google он называется keywordplanner и предназначен для того же – подбирать запросы для использования их в контекстной рекламе, Google AdWords (аналог Яндекс Директа).

При этом как альтернативу рассматривать инструменты Google нельзя – при работе с запросами следует понимать, что инструменты Яндекса и Google собирают только те данные, которые им доступны, то есть – только свои.

Для того, чтобы действительно понять покупательский и информационный спрос, маркетологам и seo специалистам следует использовать оба инструмента; и Яндекс, и Google способны показать лишь половина данных.